Интервью Дальского Ю.Е. журналу «Бизнес Столицы»

Спецвыпуск 2014 г.

Расскажите о наиболее сложных делах.

К нам за помощью обратилась компания (ООО «Ф»), которая стала жертвой товарных рейдеров. Последние, прикрываясь ранее возбужденным уголовным делом по контрабанде в отношении совершенно других фирм, внешне вроде бы на законных основаниях изъяли принадежащие ООО «Ф» товары на сумму около 150 млн рублей.

Совместно с адвокатами других пострадавших компаний мы выработали тактику и стратегию защиты законных интересов наших доверителей, в процессе реализации которой в отношении рейдеров прокуратурой г. Москвы было возбуждено уголовное дело, а часть незаконно изъятого товара возвращена.

04.06.2010 г. в Московском городском суде присяжные вынесли обвинительный вердикт по делу сотрудников милиции и прокуратуры, обвиняемых в организации преступного сообщества и хищении имущества на сумму более 550 млн рублей.

Какие профилактические действия может предпринять бизнесмен, чтобы защитить себя от рейдерства?

У бизнесмена должны быть выстроены доверительные отношения с каким-либо адвокатом или адвокатским образованием. Существуют признаки, которые могут свидетельствовать о подготовительных мероприятиях, направленных на подготовку к отчуждению принадлежащего ему либо его компании имущества. Бизнесмену или его адвокату желательно периодически делать запросы в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество о предоставлении сведений о правах собственника на объект, а также получать выписки из Единого государственного реестра юридических лиц и смотреть, не изменился ли состав учредителей и генеральный директор. Если же собственник узнает о проблеме на этапе, когда поменялся руководитель, подписан договор отчуждения недвижимого имущества, то это грозит длительными спорами в арбитражных судах. Как правило, за это время имущество перепродается. То есть чем позже вскрывается ситуация, тем меньше шансов вернуть недвижимость.

Как вы относитесь к проекту Федерального закона «Об оказании квалифицированной юридической помощи в Российской Федерации»?

Положительно. Сегодня на рынке юридических услуг представлены сотни компаний, во многих из которых работают псевдоспециалисты, неспособные оказать квалифицированную правовую помощь. В рамках существующего законодательства юридические услуги гражданам и организациям могут оказывать, с одной стороны, члены квалифицированных профессиональных сообществ (адвокаты, нотариусы, патентные поверенные), а с другой — все иные желающие юридические и физические лица. Они могут консультировать, составлять документы, представлять и защищать интересы лиц в государственных органах, а также в любых судебных делах.

Проблема заключается в том, что на законодательном уровне к оказанию юридической помощи допускаются лица, которые могут не иметь профильного образования (да и вообще никакого), опыта работы по специальности и быть ненадежными с моральной точки зрения (например, иметь судимость). И это никто и никак не контролирует.

К членам же квалифицированных профессиональных сообществ (адвокатам, нотариусам, патентным поверенным) предъявляются куда более жесткие требования. Чтобы стать, например, адвокатом, человек должен иметь высшее юридическое образование, опыт работы по специальности не менее двух лет, не иметь запятнанной судимостью репутации, выдержать сложный квалификационный экзамен. Кроме того, при осуществлении своей профессиональной деятельности адвокат обязан под контролем соответствующих палат постоянно повышать квалификацию; соблюдать этические правила, за нарушение которых он привлекается к дисциплинарной ответственности вплоть до прекращения статуса; отказываться следовать незаконным просьбам обратившихся к нему лиц; страховать свою профессиональную деятельность от возможных ошибок и т.д.

Получается, что в отношении этих двух групп (адвокаты, нотариусы, патентные поверенные и все иные желающие), допущенных к оказанию юридической помощи, государственное регулирование существенно различается.

Некомпетентность лиц, не являющихся членами профессиональных сообществ, имеет неблагоприятные последствия для прав граждан и организаций, а также интересов государства. Судебные органы уже неоднократно выражали озабоченность тем, что судьям приходится иметь дело с неквалифицированным представительством при рассмотрении ими дел. Эта ситуация также способствует разрастанию коррупционной среды.

Поэтому был разработан проект ФЗ «Об оказании квалифицированной юридической помощи в РФ», в котором говорится, что «… работники юридических лиц любой организационно-правовой формы, а также юристы, являющиеся работниками органов государственной власти и местного самоуправления, могут оказывать юридическую помощь в рамках своих должностных обязанностей только субъектам, с которыми они находятся в трудовых отношениях. Оказание юридической помощи на постоянной профессиональной основе в качестве самостоятельного или сопутствующего вида деятельности такими работниками не допускается…».

Не приведет ли принятие данного закона к «адвокатской монополии»?

Но ни о какой монополизации рынка здесь не может быть и речи. Во-первых, во всех развитых странах мира представлять и защищать интересы лиц в судах могут только адвокаты. Во-вторых, монополия предполагает невозможность осуществления деятельности, тогда как предлагаемый проект никому не запрещает приобрести статус адвоката. Говорить об адвокатской монополии точно так же неосновательно, как говорить о существовании в России, например, медицинской монополии.

Корреспондент: Кристина Бесчаснова
Оригинал: http://bizstol.com/docs/business-2014.pdf